Лишение общения в религиозной Организации Свидетелей Иеговы – «любящая мера», которая разрушает семьи.
Это хорошо показано в вышедшем недавно фильме «Отступничество». Картина приподнимает занавес над жизнью Свидетелей Иеговы, рассказывая историю изнутри. Режиссер Daniel Kokotajlo сам был Свидетелем в течение 10 лет, послушно раздавая копии «Сторожевой башни» (ежемесячный журнал СИ) на улице, посещая собрания в Зале Царства и стуча в чужие двери в попытке помочь людям обрести вечную жизнь.
Перед нами история о матери и двух дочерях.
Младшая дочь Алекс (Молли Райт) все еще испытывает чувство вины и стыда за то, что, когда она была маленьким ребенком, ей сделали переливание крови. Без этого она бы умерла, но Организация Свидетелей Иеговы расценивает такой поступок как «злоупотребление» телом. Старшая дочь Луиза (Саша Паркинсон) начинает подвергать сомнениям систему убеждений, навязанных ей. Когда она становится беременной после отношений с не-Свидетелем, ее исключают из группы. Мать Иванна (Сиобхан Финнеран) настолько твердо верит в учения Организации СИ, что ради своих религиозных убеждений готова пренебречь связями с дочерьми.
Режиссеру удалось не только раскрыть такие важные темы в жизни членов Организации, как запрет на переливание крови, обесценивание светского высшего образования и отношение к лишенным общения родственникам, но и передать переживания рядовых Свидетелей Иеговы: страх, чувство вины, разочарование, гнев и сомнения в правильности принимаемых решений.
Часто, когда рассматривается вопрос о лишенных общения СИ, обвинение ложится в первую очередь на тех, кто находится в организации и, исполняя предписания старейшин, ограничивает общение с родственниками. Но, осуждая действия родственника-Свидетеля Иеговы, мы забываем о психологическом давлении, которому подвергается человек (это четко видно в сцене, когда старейшина собрания напоминает о том, что Бог Иегова лучше знает, как поступить, «даже лучше, чем любящая мать»). Мы можем наблюдать внутреннюю борьбу материнской любви и чувства ответственности перед законом Организации. В глазах матери пустота, отрешенный взгляд передает лишь некоторую долю сомнений в правильности действий Организации. Так, после «правового комитета» мать изо всех сил пытается убедить свою дочь в том, что любовь Бога Иеговы условна. И «нужно очень сильно постараться, чтобы заслужить эту любовь».
Это один из наиболее частых запросов, с которыми я сталкиваюсь в своей практике реабилитации экс-культистов.
Чувство вины.
Когда человек находится в Организации Свидетелей Иеговы — он чувствует вину за то, что он:
- недостаточно хорош для Бога;
- не в достаточной мере исполняет принципы Организации (которые часто меняются);
- делает за закрытыми дверями, втайне от старейшин собрания.
Что же касается тех, кто перестал быть Свидетелем Иеговы —
Они испытывают чувство вины в еще большей мере.
За то:
- что позволили себя обмануть другим людям;
- что много лет потратили на служение чужим целям в Организации, привели в организацию людей, которые до сих пор находятся там, не смогли вывести из организации своих родных и друзей;
- как именно вышли из организации (если бы они могли вернуться и сделать все по-другому).
Эту вину и непринятие они несут в себе многие годы после выхода из Организации. Когда дочь спрашивает свою мать: «Ты знаешь, каково это — думать, что Всемогущий Иегова наказывает тебя… постоянно? Даже, когда я искренне раскаиваюсь?» А мать отвечает: «Ты должна заслужить его любовь. Она условна. И требуется сила, чтобы жить по его стандартам».
Представьте себе, каково это — когда твои родители, твои братья и сестры, твои родственники с самого детства находятся в этой Организации. Что для тебя означает исключение из собрания? Потеря этой семьи и всех дружеских связей с теми, кто все еще остается Свидетелем Иеговы. Если ты будешь жить вне дома, а тебя могут в итоге вынудить жить вне дома, никто из них не придет к тебе, чтобы помочь. Все контакты с тобой будут сведены к минимуму. И такого рода разрушение семьи подается как эталон преданности Богу.
Насколько же это отличается от отношения дочери, которая не смогла вернуться в ряды Свидетелей Иеговы. Как и многие другие бывшие Свидетели Иеговы, она говорит своей матери: «Правда, я не виню тебя. И я тебя понимаю, если ты не хочешь больше с нами говорить. НО я всегда буду здесь, если я тебе понадоблюсь».